О проекте
Победы
Партнеры
Обсуждения
Присоединиться
Контакты
Студентам

Грант РГНФ
№11-04-12025в
Новости Песнопения Исследования Сервисы Публикации Персоналии

Грант РГНФ №11-04012025в
 

 

Проект разрабатывается при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда №110412025в (2011-2013 гг.) "Автоматизированная система научных исследований в области компьютерной семиографии (АСНИ КС)".

Заявка

  • Научные проблемы, на решение которых направлен проект
  • Содержание проекта
  • Предлагаемые методы и подходы.
  • Современное состояние в данной области науки...

Результаты работ

  • за 2013 год
  • за 2012 год
  • за 2011 год
Научные проблемы, на решение которых направлен проект

Древнерусская духовно-музыкальная письменность, оформившаяся после принятия христианства на Руси, является ценнейшим пластом культуры нашего народа, но в силу своей специфики ее музыкально-знаковые системы еще далеко не раскрыты, что не позволяет в должной мере донести до современного слушателя духовно-мелодическое богатство певческой культуры предков. Мелодии, записанные на страницах многочисленных, сохранившихся до наших дней рукописей, нуждаются в надежной расшифровке и научной систематизации.
Музыкальные произведения XI-XVI вв.  писались с помощью специальной музыкальной системы (нотации), которую принято называть знаменной или семиографической. Она представляла собой сложную систему знамен (семиографических знаков, крюков). Количество этих знамен более 300 и каждому из них соответствует определенная последовательность звуков различной длительности и высотности. В ходе последующих реформ музыкальных нотаций был утрачен «ключ» к их расшифровке, который позволяет перевести старинные песнопения в современную ното-линейную систему. Вместе с тем более поздние музыкальные записи, начиная с первой половины XVII века, имеют дополнительные обозначения относительной высоты звуков и длительности, которые являются «подсказками» исполнителю, что позволяет анализировать их и переносить эти знания на песнопения более ранних периодов. Необходимо выявлять в знаменной нотации внутренние законы, в силу которых мелодии записываются с помощью одних знамен, а не других.
В связи с этим недостаточно разрабатывать технологии лишь по оцифровке рукописей (делая лишь «фотокопию»),   необходимо проводить статистические и другие исследования. На сегодняшний день ученые сталкиваются с проблемой проведения ряда работ, связанных с тем или иным подсчетом частоты встречаемости различных символов (комбинаций символов), выявлением закономерностей и особенностей анализируемого текста. Такой тип работ требует постоянного внимания и занимает большое количество времени. Если данный этап автоматизировать, исследователи смогут получать более точные результаты за меньшее количество времени и меньшие затраты человеческого труда.
Таким образом, Проект направлен на решение фундаментальной проблемы – многосторонне исследование музыкальной системы знаменных песнопений, выявление его синтаксической, семантической и прагматической структуры с использованием современных информационных технологий.
Сфера использования проекта — учебные и научные институты филологического и искусствоведческого профиля Министерства образования и науки РФ и РАН, электронные библиотеки.

Круг пользователей — отечественные и зарубежные исследователи, изучающие русскую культуры, филологи, искусствоведы, музыканты, преподаватели, аспиранты, студенты профильных направлений подготовки. Кроме того, результаты исследований и разработок сделают доступными древнерусскую духовно-музыкальную письменность для изучения в широких кругах - среди всех категорий студентов, школьников, музыкантов и других людей, интересующихся и увлекающихся музыкой.

Содержание проекта

В рамках проекта предлагается создание современной информационной системы, которая позволит представить специалистам и заинтересованным пользователям Интернет необходимые ресурсы и средства автоматизации по электронному ведению рукописей, интерактивному воспроизведению песнопений, их синтаксического и семантического анализа, генерации и анализу вариантов расшифровки (перевода в современную нотацию).
Для решения этой задачи планируется создание «Автоматизированной системы научных исследований в области компьютерной семиографии (АСНИ КС)», которая в рамках информационного обеспечения будет содержать фонд рукописей "Круга церковного древнего знаменного пения в шести частях" (под редакцией Д.В. Разумовского)" — единственного фундаментального собрания певческих книг русской церкви, полностью нотированных знаменами и содержащего в шести томах свыше 1500 песнопений; Сборник попевок Соловецкого собрания, двузнаменники, известные азбуки и другие значимые рукописи.
В рамках методического обеспечения АСНИ КС будет содержать различные технологии ввода, преобразования и анализа семиографических песнопений, а также подборку научных статей по тематике исследований в этой области.
В рамках лингвистического обеспечения АСНИ КС будет создан полный алфавит знаков знаменной письменной нотации; частотные словники, знаменники и конкордансы различной размерности; библиотеки азбук для расшифровки; попевочный фонд и другие лингво-семиотические конструкции.
В рамках программного обеспечения буду разработаны и доработаны специализированные компьютерные шрифты; программные модули статистического анализа для выявления синтаксической и семантической структуры семиографических песнопений; интерактивный музыкальный проигрыватель в веб-среде и другие компьютерные программы для исследований.
В рамках математического обеспечения будут предложены новые формализованные модели музыкального языка, отражающие его структуры, выявленные закономерности, а также научные методики решения задач исследований с помощью информационных технологий.
Конкретной формой реализации АСНИ КС станет информационный веб-ресурс на сайте Научно-образовательного кластера CLAIM, в рамках которого в открытом доступен будут размещены все материалы и сервисы.

Предлагаемые методы и подходы

В своих исследованиях мы исходим из предположения, что знаменные песнопения представляют собой сложную семиотическую систему, приближенную по сложности к естественному языку и имеющую синтаксическую, семантическую, прагматическую составляющие.
На данном этапе под семантикой семиографического знака (знамени) понимается его музыкальная интерпретация в современной (линейной) нотации. В дальнейшем предполагается добавить семантику, зависящую от смысла и чувственной оценки распеваемого текста, а также от фонетического соответствия буквам и слогам.
К прагматике относятся вопросы субъективности интерпретации песнопений, точности определения мотивов и целей авторов песнопений, составителей "переводов", исследователей.
Под синтактикой знаменной нотации подразумеваются правила написания песнопений и специфичные структурные образования (фиты, лица, попевки, ядра попевок и др.).
В рамках нашего проекта выбран ретроспективный подход к изучению столповых песнопений. Сущность ретроспективного метода заключается в том, что исследователь продвигается назад, в глубину столетий, постепенно переходя от хорошо известного к менее известному.
Основное исследование проводится на материале "Круга церковного древнего знаменного пения в шести частях" (под редакцией Д.В. Разумовского)" — единственного фундаментального собрания певческих книг русской церкви, полностью нотированных знаменами. В шести томах Круга содержится свыше 1500 песнопений. Дополнительно в исследованиях планируется использовать Сборник попевок Соловецкого собрания и другие значимые рукописи.
С технической точки зрения предлагается разработка специальных шрифтов, технологий ввода и хранения данных, которая позволит максимально эффективно проводить разнообразные исследования, а также преобразование и передачу данных в различных внутренних подсистемах. Для этого предлагается использование компьютерных шрифтов формата TTF, гарнитура и раскладка которых адаптирована для быстрого ввода, поиска и сортировки данных.
Для хранения данных планируется использование различных форматов (Word, Excel, XML, табличное представление в СУБД), в качестве средств разработки акцент делается на свободно-распространяемых продуктах PHP, MySQL, java-script, flash и др.

Современное состояние в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, описание используемых подходов, наличие отечественных и/или зарубежных аналогов

В течение XIX-XX веков вопросы, связанные с крюковыми певческими рукописями привлекают к себе внимание таких исседователей, как  В.Ф.Одоевский (1804-1869), Д.В. Разумовский (1818-1889), Н.М.Потулов (1810-1873), В.В.Стасов (1824-1906), С.В.Смоленский (1848-1909), И.В.Вознесенский (1838-1910), Д.В. Аллеманов (1867-1918), В.М. Металлов (1862-1926), А.В. Преображенский (1870-1929), М.В. Бражников (1902-1973), Д.С. Шабалин.  Также этот вопрос затрагивается и современными исследователями. Проводятся конференции, такие как, например, Бражниковские чтения, защищаются кандидатские и докторские диссертации в Московской, Петербургской, Новосибирской, Ростовской консерваториях и других высших учебных заведениях.
Следует отметить, что в настоящее время издаются книги, содержание которых так или иначе затрагивает древнерусское музыкальное искусство. Довольно много публикаций и исследований выкладываются в Интернет и становятся доступными для каждого исследователя, но проблема доступности оригинальных рукописей и книг все еще остается. 
Наиболее интересные и значимые ресурсы представлены на сайтах: http://znamen.ru, http://dyak-oko.mrezha.ru. По адресу http://znamen.ru/rgnfv.php представлена информация о результатах работы по гранту РГНФ в области знаменных песнопений.

 

 

События
 

  Новости
  Анонсы
  Мероприятия
  Конференции

Сервисы
 

  Ввод рукописей
  Воспроизведение
  Исследование
  Шрифты

Библиотека

  Статьи по проекту
  Презентации
  Песнопения
  Ссылки

© Компьютерная Семиография, 2000 - 2013 e-mail: semio@it-claim.ru