Песнопения
|
|
Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях // СПб., 1884.
Это единственное наборное переиздание первого фундаментального собрания певческих книг русской церкви, полностью нотированных знаменами (знаками древнерусской певческой нотации).
Песнопения Круга относятся к традиционным, устоявшимся в веках, певческим книгам. Первый том (часть) включает песнопения Октоиха. В этом же томе помещена статья "О знаменном роспеве" Д.В. Разумовского и "Азбука и Ключ" из рукописи И.А. Фортова (первого головщика Морозовского хора), изготовившего и представившего материал для издания Круга.
Второй и третий тома содержат обиходные песнопения: Обиход простой, Обиход постный и Обиход цветной (второй том) и песнопения Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных даров (третий том). В четвертом томе - песнопения певческой книги Праздники, в пятом томе - песнопения книги Трезвон, в шестом - песнопения книги Ирмологий.
Круг является основным материалом для проведения наших исследований, т.к. обладает большим охватом песнопений (в шести томах содержится свыше 1500 песнопений, представляющих стилистику знаменного распева) и подготовлен к изданию усилиями выдающегося историка церковного пения, основоположника русской музыкальной медиевистики, протоирея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889), которому общество любителей древней письменности (ОЛДП) поручило курировать уникальное издание.
В рамках проекта было осуществлено ксерокопирование, сканирование и ручной ввод рукописи. Однако качество исходных данных было невысокое - использовались копии черно-белых ксерокопий. Например, ниже представлены ссылки на черно-белые копии страниц Ирмология..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Относительно недавно в Интернет появились цветные и более качественные сканы издания (например, на сайте Регентско-певческой семинарии), ссылки на которые и приводятся ниже:
Источники в Интернет |
Локальные копии |
|
|
|
|
|
|
|
Сборник попевок (Кокизник) Соловецкого собрания середины XVII века // РНБ. Солов. собр. № 752/690.
Уникальное музыкально-теоретическое руководство, способное пролить свет на многие тайны знаменного пения, в том числе и на проблему прочтения беспометной нотации.
Одна из наиболее известных рукописей, внимание на которую впервые обратил С.Смоленский. М.Бражников в своей книге “Древнерусская теория музыки” большую часть главы “Кокизники” посвятил описанию именно этой рукописи из Соловецкого собрания, называя ее “источником, дающим очень много для понимания теории и существа системы попевок”, “единственным среди известных руководств, целиком посвященных попевкам”, наиболее полном из всех известных.
Смоленский насчитал в рукописи свыше 1500 попевок, а Бражников, насчитав их до 1000 заметил, что установление точного числа попевок в данном случае “по ряду причин чрезвычайно затруднительно, если вообще возможно”.
[По материалам книги Кутузова Б.П. Русское знаменное пение].
В рамках проекта использовались фотогорафии рукописи из библиотеки Смолякова Б.Г., восстановленные из микрофиш и отсканированные для дальнейшего представления и набора.
|
|
|
|
|
Двузнаменный ирмологиий последней четверти XVII века // ГБЛ, собрание В. Ф. Одоевского № 18.
«Двузнаменники» второй половины XVII века встречаются довольно редко. Только немногие библиотечные и музейные собрания имеют их. В этом смысле очень ценным является собрание В. Ф. Одоевского в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, насчитывающее два полных двузнаменных ирмология. Оба они датируются последней четвертью XVII века. Двузнаменный ирмологий из собрания Одоевского (№18) имеет наиболее полный состав и насчитывает во всех восьми гласах 1021 песнопение.
Ирмологий относится к древнейшим певческим книгам. В заголовке его всегда стоит имя творца — Иоанна Дамаскина, знаменитого христианского песнопевца VIII века. Самые ранние списки нотированного ирмология, созданные в Древней Руси и сохранившиеся до наших дней, восходят к XII веку. Ирмологий — это сборник образцовых песнопений, называемых ирмосами (греч. εiρμos — сцепление). Они служили своего рода эталоном для построения других песнопений. Естественно, что по этой причине в древних рукописных азбуках толкования знамен и попевок, как правило, иллюстрировались ирмосами, самым качественным материалом всего знаменного распева.
[По материалам статьи Смолякова Б.Г. К проблеме расшифровки знаменной нотации].
В рамках проекта использовались рукописные копии оригинала, сделанные собственноручно Смоляковым Б.Г. На полях сканированных страниц можно увидеть, сделанные им пометки.
|
|
|
|