О проекте
Победы
Партнеры
Обсуждения
Присоединиться
Контакты
Студентам

Грант РГНФ
№11-04-12025в
Новости Песнопения Исследования Сервисы Публикации Персоналии

Песнопения

 


Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях // СПб., 1884.

Это  единственное наборное переиздание первого фундаментального собрания певческих книг русской церкви, полностью нотированных знаменами (знаками древнерусской певческой нотации).

Песнопения Круга относятся к традиционным, устоявшимся в веках, певческим книгам. Первый том (часть) включает песнопения Октоиха. В этом же  томе помещена статья "О знаменном роспеве" Д.В. Разумовского и "Азбука и Ключ" из рукописи И.А. Фортова (первого головщика Морозовского хора), изготовившего и представившего материал для издания Круга.

Второй  и третий тома  содержат обиходные песнопения: Обиход простой, Обиход постный и Обиход цветной (второй том) и песнопения Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных даров (третий том). В четвертом томе - песнопения певческой книги Праздники, в пятом томе - песнопения книги Трезвон, в шестом - песнопения книги Ирмологий.

Круг является основным материалом для проведения наших исследований, т.к. обладает большим охватом песнопений (в шести томах содержится свыше 1500 песнопений, представляющих стилистику знаменного распева) и подготовлен к изданию усилиями выдающегося историка церковного пения, основоположника русской музыкальной медиевистики, протоирея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889), которому общество любителей древней письменности (ОЛДП) поручило курировать уникальное издание.

В рамках проекта было осуществлено ксерокопирование, сканирование и ручной ввод рукописи. Однако качество исходных данных было невысокое - использовались копии черно-белых ксерокопий. Например, ниже представлены ссылки на черно-белые копии страниц Ирмология..

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Относительно недавно в Интернет появились цветные и более качественные сканы издания (например, на сайте Регентско-певческой семинарии), ссылки на которые и приводятся ниже:

Источники в Интернет Локальные копии
 
 

Сборник попевок (Кокизник) Соловецкого собрания середины XVII  века // РНБ. Солов. собр. № 752/690.

Уникальное музыкально-теоретическое руководство, способное пролить свет на многие тайны знаменного пения, в том числе и на проблему прочтения беспометной нотации.

Одна из наиболее известных рукописей, внимание на которую впервые обратил С.Смоленский. М.Бражников в своей книге “Древнерусская теория музыки” большую часть главы “Кокизники” посвятил описанию именно этой рукописи из Соловецкого собрания, называя ее “источником, дающим очень много для понимания теории и существа системы попевок”, “единственным среди известных руководств, целиком посвященных попевкам”, наиболее полном из всех известных.

Смоленский насчитал в рукописи свыше 1500 попевок, а Бражников, насчитав их до 1000 заметил, что установление точного числа попевок в данном случае “по ряду причин чрезвычайно затруднительно, если вообще возможно”.
[По материалам книги Кутузова Б.П. Русское знаменное пение].

В рамках проекта использовались фотогорафии рукописи из библиотеки Смолякова Б.Г., восстановленные из микрофиш и отсканированные для дальнейшего представления и набора.

 
 

Двузнаменный ирмологиий последней четверти XVII века // ГБЛ, собрание В. Ф. Одоевского № 18.

«Двузнаменники» второй половины XVII века встречаются довольно редко. Только немногие библиотечные и музейные собрания имеют их. В этом смысле очень ценным является собрание В. Ф. Одоевского в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, насчитывающее два полных двузнаменных ирмология. Оба они датируются последней четвертью XVII века. Двузнаменный ирмологий из собрания Одоевского (№18) имеет наиболее полный состав и насчитывает во всех восьми гласах 1021 песнопение. 

Ирмологий относится к древнейшим певческим книгам. В заголовке его всегда стоит имя творца — Иоанна Дамаскина, знаменитого христианского песнопевца VIII века. Самые ранние списки нотированного ирмология, созданные в Древней Руси и сохранившиеся до наших дней, восходят к XII веку. Ирмологий — это сборник образцовых песнопений, называемых ирмосами (греч. εiρμos — сцепление). Они служили своего рода эталоном для построения других песнопений. Естественно, что по этой причине в древних рукописных азбуках толкования знамен и попевок, как правило, иллюстрировались ирмосами, самым качественным материалом всего знаменного распева.

[По материалам статьи Смолякова Б.Г. К проблеме расшифровки знаменной нотации].

В рамках проекта использовались рукописные копии оригинала, сделанные собственноручно Смоляковым Б.Г. На полях сканированных страниц можно увидеть, сделанные им пометки.

 

События
 

  Новости
  Анонсы
  Мероприятия
  Конференции

Сервисы
 

  Ввод рукописей
  Воспроизведение
  Исследование
  Шрифты

Библиотека

  Статьи по проекту
  Презентации
  Песнопения
  Ссылки

© Компьютерная Семиография, 2000 - 2013 e-mail: semio@it-claim.ru